§ 2. Общая характеристика механизма правового
воздействия
Идею механизма воздействия права на общественную жизнь выдвинул Н. Г. Александров.1 В своих работах он определил основные звенья правового воздействия на условия общественной жизни и те правовые категории, которые фиксируют внутренние взаимосвязи и работу данного механизма. Специфическими чертами, формами воздействия права как системы норм на общественные отношения он считал установление:
В соответствии с данными формами правового воздействия выделялись и их проявления:
Наиболее значимой для разработки этой проблемы стала монография С. С. Алексеева "Механизм правового регулирования в социалистическом государстве", в которой подчеркивалось, что категория "механизм правового регулирования" выработана в теории для отображения момента движения, функционирования правовой формы. В настоящее время понятие "механизм" употребляется в правоведении и под другим углом зрения: "механизм правотворчества", "механизм трудового воспитания", "юридический механизм управления" и т. д. Общим же является то, что термин "механизм" понимается всеми как способ функционирования, система средств воздействия.
Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование представляет
501
собой длящийся процесс, который состоит из стадий, в каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования.
Правовое регулирование включает следующие стадии:
Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между 1-й и 2-й или 2-й и 3-й стадиями.
В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяются четыре основных элемента его механизма:
Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права.
Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридическиe обязанности.
Акты реализации прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов. Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, так как обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.
502
Акты применения права представляют собой властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т. д.
В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.
Простое регулирование есть процесс, в котором используется один государственный властный акт, а именно - нормативный акт, индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.
Сложное регулирование есть процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим - акт применения нормы права.
Однако независимо от того, каков процесс правового регулирования - простой или сложный, цель у него всегда одна: упрочить определенным образом общественные отношения, содействовать их развитию, так как непосредственным результатом правового регулирования является правомерное поведение граждан.
Процесс реализации права осуществляется определенными методами и способами.
Метод правового регулирования есть совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера.
Различают авторитарный метод (субординации, подчинения) - это централизованное регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах (используется в административном, уголовном, уголовно-исполнительном праве и т. п.) и автономный метод (координации, равноправия) - децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (применяется в гражданском, семейном праве). Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.
Способы правового регулирования - это приемы регулирования общественных отношений, они зависят от особенностей правовых норм:
503
Тип правового регулирования представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволение или запрет.
В основе общедозволительного типа регулирования лежит общее дозволение, используется принцип "дозволено все, кроме…", а значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных (в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону).
В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет, он строится по принципу "запрещено все, кроме…", а значит, субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев еще нужно компетентное решение государственного органа. Например, запретив работу в выходные дни, трудовое законодательство в порядке исключения разрешает работать в выходные дни при условии согласования с комитетом профессионального союза.
Дозволения, запреты и обязывания составляют наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья - юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности.
В сочетании способов регулирования проявляются особенности специально-юридических функций права: регулятивной, охранительной и др. Правопорядок есть необходимое и весьма четкое отражение процесса воздействия функций права на общественные отношения. По его состоянию законодатель может судить и о состоянии законности в обществе, о том, насколько реализуются правовые предписания субъектами права.
Право, законность, правопорядок - важнейшие составные элементы правовой основы государственной и общественной жизни. Однако правопорядок не является конечной целью, ради которой создается само право и действует весь механизм правового регулирования. Задача законодателя шире. Она состоит в том, чтобы с помощью права изменить, развить, укрепить либо вытеснить тс или иные общественные отношения, т. е. установить порядок, угодный или господствующему классу, или всему пароду. Значит, конечной целью правового регулирования должно быть создание общественных отношений и порядка.
504
Но общественные отношения складываются как общий результат человеческой деятельности в данных исторических условиях.
Правовое регулирование обусловлено не только материальными условиями жизни общества, но и субъективными аспектами. Последние наиболее полно проявляются в правосознании, а через него - в правотворчестве, правоприменении и т. д. Например, исполнение обязанности формируется не столько под влиянием возможности применения государственно-принудительных средств, сколько в результате действия материальных и духовных стимулов. Механизм правового регулирования в рассматриваемом аспекте характеризует происходящие в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей - участников общественных отношений. Это, в сущности, своего рода проекция его способов воздействия на психологическую сферу личности. Даже при самом общем освещении психологического механизма можно отчетливо проследить, как по-разному "работают" в сфере психики людей, с одной стороны, позитивное обязывание, а с другой - дозволение и запреты.
Например, позитивное обязывание, опосредующее охранительную функцию права, направлено на то, чтобы сформировать побудительные мотивы поведения и обеспечить их действие. Разумеется, к обществе такие обеспечиваемые правом формирование и действие побудительных мотивов поведения согласуются, как правило, с формированием и действием аналогичных мотивов под влиянием экономических, политических, духовно-нравственных факторов и потому органически вплетаются в закономерные социальные процессы.
505