Глава 19
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА|

§ 1.  Понятие и структура правосознания

Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, общество. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.

Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям; формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

Первобытные представления о праве - это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей и руководствоваться (фактических, личных отношений). Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.

С возникновением права в собственном смысле слова юридические отношения стали рассматриваться не как индивидуальные, а как всеобщие. Содержание правосознания изменилось в корне. Общезначимость общественных отношений отражается в общественном сознании в качестве таких общих признаков явлений, фактов, само наличие которых обязательно влечет за собой возможность или обязанность определенного поведения, предписанного государственной властью. Иначе говоря, общественные отношения, представления о них обрастают в сознании людей идеалами, понятиями о должном порядке. Такие понятия воплощаются в законах государства.

428

Понятия "юридические права" и "юридические обязанности" возникают в результате осознания потребности в государственном признании определенных интересов, т. е. в придании им общеобязательного, общезначимого характера, в обеспечении этих интересов мерами государственного принуждения.

Таким образом, право и правосознание формируются вместе в диалектическом единстве.

Специфический признак правосознания - соотнесение в сознании (индивидуальном, классовом и т. д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходимыми или существующими юридическими правами и обязанностями. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.

Следовательно, правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Правовые взгляды и воплощающие их нормы права участвуют в детерминации поведения людей, всего хода исторического развития.

Огромное значение в процессе реализации прав, свобод и обязанностей принадлежит правовому сознанию личности, ее индивидуальным свойствам и качествам, социально-политической активности. В правосознании есть по крайней мере три основных уровня: знание права, отношение к праву и навыки правового поведения. Между этими тремя компонентами иногда нет единства, а нередко существует заметное расхождение. Идеальный вариант (тогда следует говорить о высоком уровне правосознания) будет в том случае, когда все компоненты находятся в неразрывном единстве: знание права, положительное отношение к нему как к социальной ценности требуют навыков правомерного поведения, которые превратились бы в привычку.

Воспитание правосознания не сводится к повышению знаний о праве, к формированию положительного отношения к нему. Не менее важно вырабатывать и правовые привычки. "Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, когда мы поступали бы вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли. И воспитание этих привычек - гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания", - отмечал А. С. Макаренко1.

Одно из исследований, проведенное во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности под

429

руководством профессора А. Р. Ратинова, показало, что знание права, уровень правовой осведомленности почти одинаковые и у правонарушителей, и у граждан, соблюдающих требования норм права. А вот коэффициенты, отражающие отношение к праву как правонарушителей, так и лиц с правомерным поведением, выявили разницу в полтора раза. Когда же вывели коэффициенты, отображающие усвоение навыков правового положительного поведения, то разница была установлена весьма значительная - в три раза.

Следовательно, правосознание - это сложное явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков правового положительного поведения.

Формирование высокого уровня правосознания - необходимое условие эффективного процесса реализации прав, свобод и обязанностей личности, для бесперебойного функционирования которого нужно воспитывать у личности чувство ответственности за выполнение своих обязанностей перед государством, так как жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Опыт развития цивилизованных обществ показывает, что добровольное и сознательное выполнение своих общественных обязанностей есть условие дальнейшего развития демократии, а осознание ответственности личности перед обществом, государством, его гражданами является одним из важнейших элементов правосознания, условием высокой реализации прав, свобод и обязанностей личности, ибо уважение к нраву, закону должно стать и становится личным убеждением каждой личности, превращается в привычку, в навык.

Правосознание как часть правовой надстройки играет, наряду с правом и вместе с ним, активную роль в общественной жизни. Оно включает как осознание обществом, классом, социальной группой, индивидом потребности в общезначимых правилах поведения, которые должно установить государство, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений дальнейшего развития права.

В антагонистическом обществе нет единого правосознания: оно диаметрально противоположно у господствующих и угнетенных классов. Поэтому право неразрывно связано с господствующим в обществе правосознанием, т. е. правосознанием господствующих политических сил, стоящих у власти.

Правосознание формируется прежде всего передовыми представителями - идеологами политических сил, стоящих у власти в процессе

430

осознания ими общих интересов, которые приобретают в сознании форму юридических мотивов, воли этих политических сил, побуждающих ее принять форму государственной воли.

Юридический мотив воли - это особая идеологическая форма осознания людьми потребностей и интересов в обществе, это сознательное стремление и требование опосредовать общественные отношения нормами права. Чтобы получить санкцию закона, экономические факты в каждом отдельном случае должны принять форму юридического мотива.

Следовательно, без правосознания немыслимы правотворчество и право. Но право создается не правосознанием, а материальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.

Действующее в обществе право оценивается в общественном и индивидуальном сознании с точки зрения справедливости или несправедливости. В последнем случае формируются представления о необходимости совершенствования правовой системы.

Политические силы, стоящие у власти, подчас в силу ограниченности своего сознания не способны понять преходящий характер отношений господства, поэтому их правосознание носит иллюзорный характер, вырабатывает ложные представления о "вечности", "естественности", "справедливости" охраняемых правом отношений, т. е. является искаженным представлением о собственном положении. Их правосознанию присущи и такие черты, как нереальность, авантюризм.

Для некоторых представителей юридической науки свойственно отрицание правосознания как формы общественного сознания, непризнание его рационального характера. Чаще всего в правосознании усматриваются "иррационализм", "правовые чувства" и т. п. Представляется, что нужно исходить из единства взглядов политических сил, стоящих у власти, и господствующего правосознания.

Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объективными условиями и взаимодействуют между собой. Действующее право оказывает влияние на правосознание, создает представление членов общества об их правах и обязанностях, о должном правопорядке. И наоборот, правосознание влияет на действующее право, определяет практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обусловливает нормотворческую деятельность государства.

Материальное господство эксплуататорского меньшинства приводит к тому, что его идеология также становится господствующей, навязывается трудящимся массам, - тем не менее и в эксплуататорских обществах правосознание политических сил, стоящих у власти, не может

431

устранить инакомыслия отдельных социальных групп. Так, для буржуазного правосознания характерна индивидуалистическая психология, и она нередко приходит в столкновение с общими интересами буржуазии.

Формирование правосознания эксплуатируемых масс является прогрессивным процессом их высвобождения из-под идеологического влияния эксплуататоров, служит необходимым звеном подготовки социальных революций.

Таким образом, различные уровни правосознания играют неодинаковую роль как в правовом осознании действительности, так и в воздействии на право.

Правосознание обладает определенной структурой. Общепризнано, что, с точки зрения строения, оно складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.

Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой надстройки; является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государственно-правовой надстройки; формулирует предложения о путях совершенствования права.

Правовая психология выражает психологическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

Юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного - целый мир психических явлений и процессов,

432

обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т. д.), так и противоправного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.

Так, правовая психология как по содержанию знаний о праве, так и по способу их формирования существенно отличается от правовой идеологии. Наиболее полно она обнаруживает себя при формулировании и детализации правовых норм и в меньшей степени - при определении принципиальных правовых установок.

Структуру правосознания можно рассматривать и по субъектному составу. В этом случае выделяется правосознание индивидуальное, групповое, общественное, причем при характеристике субъектного состава правосознания обязательно надо иметь в виду те качественно своеобразные стороны, которые обусловливают уровень правовой идеологии и правовой психологии, присущей правосознанию тех или иных индивидов (групп, общества).

В эксплуататорских обществах политические силы, стоящие у власти, не заинтересованы в том, чтобы повышать правосознание народа. Их усилия направлены на то, чтобы держать массы в духовной темноте и невежестве, давать им самые примитивные представления о праве.

Функциями правосознания, т. е. основными направлениями его воздействия на общественные отношения, являются познавательная, оценочная, регулятивная, ценностная.

Уровни правового сознания зависят от степени знания права и подразделяются на обыденное, специализированное (его часто называют профессиональным) и научное (теоретическое).

Таким образом, правосознание как объективная реальность - это сложившаяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление (понимание) о сущности права, путях его развития и правопорядке в широком смысле слова.

433


1 Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., 1966. С. 37.

Используются технологии uCoz