Глава 15 |
§ 1. Понятие и структурные элементы системы права
Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под которой понимается его организация, способы образования как каждой отдельной нормы права, так и всех норм в единое целое, в систему. Вопрос о системе права неоднократно подвергался обсуждению в правовой науке. Повышенный интерес к этому вопросу объясняется большой теоретической и практической значимостью. От правильного его разрешения во многом зависят направление кодификации законодательства, проведение научных исследований в области юриспруденции, преподавание юридических наук.
Первая дискуссия по вопросам системы права состоялась в 1938-1940 гг., когда были поставлены и решены коренные вопросы этой проблемы. Второе обсуждение было проведено в 1956-1958 гг. на страницах журнала "Советское государство и право", где вновь были подняты некоторые вопросы первой дискуссии, в частности осуществлен анализ, оправдала ли себя система права, сформированная в конце 30-х гг., верно ли были определены критерии выделения отраслей в системе права. В третий раз журнал "Советское государство и право" вернулся к этой проблеме в 1982-1983 гг., опубликовав материалы заседаний "круглого стола", посвященных данному вопросу.
Наука теории государства и права, являясь общеметодологической дисциплиной, при раскрытии вопроса о системе права использует категории, выработанные философией, в частности понимая под системой сложпооргапизованное целое, включающее отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.
Элемент - это составная часть сложного целого, следовательно, система, предполагая внутреннюю дифференциацию, отражает строение,
331
структуру, связь есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных но определенным законам или принципам.
Любое право представляет собой не просто механическую, хаотическую совокупность правовых норм, а определенную, внутренне согласованную систему. Отсюда в теории государства и права под системой понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся общественных отношений, первичным элементом является правовое предписание - норма права. Целостное множество норм права, взаимодействие между ними порождают новые качества, неприсущие ее отдельным частям.
Идеи общей теории систем могут быть с успехом применены при характеристике системы права. Важнейшими ее признаками являются: во-первых, целостность, единство норм права, во-вторых, системность права.
Нормы права должны не только соответствовать экономическому базису общества, они взаимосвязаны, взаимообусловлены. Исходное методологическое значение для понимания этой особенности права имеет то, что, говоря о единстве права, еще Ф. Энгельс подчеркивал, что "в современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий".1
Следовательно, системность можно определить как внешнее свойство системы права, ее важнейшие качества - непротиворечивость, отсутствие положений, которые не были бы согласованы.
Наиболее важные общие черты права как системного явления выражены в том, что право принадлежит к числу особых системных объектов, уровень которых определяется развитостью права данного государства, обусловленной, в частности, уровнем кодифицированности законодательства. Право - это функциональная система, ее возникновение, существование и развитие подчинено либо интересам политических сил, стоящих у власти, либо общенародным; право - формализованная система, оно объективируется (воплощается), выражается в нормативных актах; право - сложная многоуровневая структура.
Всякая система предполагает два основных компонента: во-первых, структуру - обособление и "набор" относительно самостоятельных
332
элементов в рамках какого-то единого более общего целого (процесса, явления) и, во-вторых, взаимодействие элементов структуры.
Структура - это устойчивое единство элементов, закон связи элементов, выражающий упорядоченность, устойчивость отношений; она обеспечивает сохранение целостности, единства явления как системы, образует ее каркас. При этом единство элементов предполагает их взаимодействие между собой, что является способом существования системы. Благодаря взаимодействию каждый элемент приобретает своеобразные качества, присущие системе в целом, его существование вне системы невозможно.
В юридической литературе последних лет по теории права наблюдаются разнообразные подходы к определению системы права, в частности правовой анализ системы и структуры права подменяется общими суждениями об информационной роли системы права и ее синергетическом свойстве либо общей фразеологией. Допускается нечеткость в интерпретации категорий "система" и "структура", хотя общеизвестно, что любая система представляет собой "набор" элементов некоторой сложной совокупности, тогда как "структура" определяет связи между ними. Некоторые авторы склонны связывать систему права не с социально-экономическим строем общества, а с типом правовой семьи, национальными, культурными, историческими условиями. Несомненно, эти факторы оказывают определенное влияние на систему права (синергетический эффект), но не могут устранить фундаментального влияния социально-экономической структуры общества.
Большинство ученых придерживаются той точки зрения, что система права - это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты. При характеристике системы права необходимо помнить, что она представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных отношений.
Существующий социальный строй общества и государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его внутреннее строение. Система права показывает, из каких частей состоит право и как они соотносятся между собой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа государства. Законодатель не может, произвольно издавая правовые нормы, изменять исторический тип права, он при помощи правовых предписаний лишь юридически оформляет потребности общественного
333
развития. Следовательно, в основе системы нрава лежат юридические предписания, которые группируются внутри нее как целостные композиции. Они отражают в системе права такие качества, как объективность, согласованность правовых норм, их единство, различие, способность обособления и т. д.
Правовые нормы, помимо прочего, обеспечивают динамизм системы права, делают подвижными ее элементы, обеспечивая тем самым устойчивость системы права в целом. Как известно, по мере изменения общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических нормах, отражающих эти изменения. Происходит качественное наполнение структурных элементов системы права, готовых к обособлению сообразно специфике регулируемых общественных процессов.
Следует различать понятия "система права" и "правовая система". Правовая система - это предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Ее можно определит!) как совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает нормативное воздействие па общественные отношения. Система же права - это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы.
Структурными элементами системы права являются норма права, отрасль права, подотрасль права, субинститут права, институт права.
Правовая норма - первичный элемент системы права. Она представляет собой установленное пли санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них субъективные юридические обязанности. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными, объективно нуждающимися в таком опосредовании. "В правовых системах, отличающихся высоким уровнем нормативных обобщений, а, следовательно, сложной внутренней структурой, в какой-то мере преобразуется само свойство нормативности. В качестве неотъемлемого свойства оно становится присущим системе в целом".1 Отдельно взятая норма оказывается всегда "взвешенной" в системе. Не случайно в античности в языке понятие "норма права" существовало в двух терминах - "regulae juris" и "placita juris" (placita - процедура).
334
Благодаря развитию нормативности в рамках всей системы каждая конкретная норма права приемами юридической техники может принимать "усеченный" вид, а внутри системы законодательства формируются всякого рода модификации (принципы, конструкции, дефиниции, фикции и т. д.). Наука фиксирует этот процесс: наряду с понятием "норма права" возникает другое - "нормативное предписание" как явление внешней формы нрава. Но оно ограниченно отражает объективную внутреннюю необходимость системности самого права. Внутренний и внешний механизмы систематики права переплетаются, причем первый опосредуется вторым, и оба они непрерывно совершаются на функциональной и логической основе.
Норма права - элементарная (генетически исходная) частица содержания и формы права, ей присущи те же свойства, что и праву в целом - нормативность, непререкаемость, формальная определенность, властность, принудительность и др. Эти свойства становятся развитой конкретностью на каждом последующем уровне - институтов, отраслей права и системы в целом. Норма нрава уже сама по себе представляет собой системное образование.
Сочетание норм права в системе является наделением их совокупным свойством регулировать различные виды, области и сферы общественных отношений. В процессе такого объединения происходит "притирка" норм путем такой формализации, при которой каждая отдельно взятая норма обретает свою частичную специфическую функцию. "Выпадение" ее (скажем, в случаях отмены или изменения нормы) вызывает необходимость каких-то коррективов в ее "ближайшем окружении". Таким образом, норма права в системе права - это не простая совокупность и не "суммативность" (хотя такое мнение высказывалось), а организованная система.
Спорным является вопрос о том, не отнести ли всю систему норм к органической, т. е. содержащей в себе механизмы к обновлению, к преодолению всякого рода несовершенств нормативного регулирования. Во всяком случае, для правового государства необходим в качестве идеала именно такой уровень организации системы.
Сейчас важно подчеркнуть, что "вхождение" норм права в систему модифицирует каждую из них. Складываются и специализированные виды норм, выполняющие те или иные интегративные функции и поэтому не содержащие в себе каких-то структурных элементов. Обычно их относят к категории "нормативных предписаний" (мононормы; нормы-принципы; общие нормы; правовые конструкции, правовые дефиниции, презумпции), анализ которых - предмет особого рассмотрения.
335
В логическом контексте системы права очевидны процессы систематики на элементарном уровне норм права. Они придают последним облик элементов системы. Это происходит как изначально при первичной разработке тех или иных норм, так и впоследствии (при обновлениях, систематизации, кодификации законодательства). Мононормы же имеют кредправовую природу, ибо они не простое следствие обобщения конкретных норм.
Институт права - это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенный вид родственных общественных отношений. Институт - составная часть, звено отрасли. Их отличие заключается в том, что институт регулирует не всю родовую совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны и особенности.
Правовой институт - это первичная правовая общность норм права, относительно самостоятельные структурные подразделения отраслей права, отсюда - их функциональное и предметное многообразие. Нормы института права имеют видовой предмет правового регулирования, который обычно формируется в процессе как расширения предмета, так и углубления метода правового регулирования.
Классификация правовых институтов многообразна. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д. По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные. Кроме того, институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и т. д.
Отраслевой институт состоит из норм одной конкретной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей.
Простой институт не содержит в себе никаких структурных подразделений. Сложный же институт имеет в своем составе мелкие самостоятельные образования.
Между институтами внутри отрасли могут существовать отношения субординации, соподчинения. Определенные части крупного института образовывают нередко самостоятельные подразделения, которые называются субинститутами. Например, институт финансовой дисциплины, дисциплины труда, имущественной ответственности и т. д.
По функциональной роли в системе субординации отраслей: институты конституционного права (учредительные) и правоотраслевые институты. Первые являются общеправовым основанием для вторых.
336
По основной функциональной направленности они бывают как регулятивные, так и правоохранительные.
Основные правоохранительные институты представлены в административном, уголовном праве, однако могут содержаться и в регулятивных отраслях. Например, в гражданском праве - нормы, закрепляющие недействительность сделок (ст. 166-181 ГК РФ); в природоресурсовых отраслях - составы соответствующих правонарушений. Специфично уголовно-исполнительное право, институты которого - сплав регулятивных и охранительных институтов. Такую же "смешанную" природу имеют и институты процессуального права.
По внутриотраслевому структурированию выделяют институты специализированные общеотраслевые и предметно-видовые. Первые иногда называют "функциональными" (С. С. Алексеев). Они представляют сквозное регулирование отдельных операций в пределах отрасли. Специализированными являются, например, в гражданском праве институты объектов гражданских прав, сделки, представительства исковой давности; в уголовном праве - институты необходимой обороны, соучастия, условного осуждения. Предметно-видовыми в гражданском праве являются институты права собственности, конкретные виды договоров; в уголовном праве - институты по видам преступлений (против собственности, против личности и т. д.).
Институты каждой отрасли различаются по объему (характеру) охвата предмета регулятивным действием. Поэтому в каждой отрасли права складывается общеотраслевой общефункциональный институт, нормы которого составляют субстанцию отрасли, ее основу.
Это нормы закрепляют принципы отрасли, правосубъектность, представляют собой общеотраслевые дефиниции и презумпции, выступают часто "целями и задачами" закона; это и есть нечто иное, как переложение на язык закона функций данной отрасли, которые также относятся к основному институту. В контексте внутриотраслевых связей все другие институты (специализированные и видовые) являются производными (конкретизирующими).
На уровне системы права все институты классифицируются по их правоотраслевой принадлежности. Все они "на равных основаниях" связаны между собой и общефункционально обусловлены институтами конституционного права.
Возможны вторичные образования - отраслевые комплексные институты (например, институт хозяйственного договора - в гражданском праве). Наиболее прочное объединение институтов отрасли образует подотрасль права (обязательственное право в гражданском праве).
337
В структурах конституционного и административного права существует интегральный институт, определяющий компетенцию всех звеньев государственного аппарата во всех отраслях правотворчества. Нормами этого института моделируются все процессы систематики права.
Отрасль права - это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений. Однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права (гражданское право, уголовное право, административное право и т. д.). Все отрасли права взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны но своему значению.
Образование любой новой отрасли не является самопроизвольным процессом. Именно изменения в социально-экономической сфере обусловливают такую необходимость. Происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала, нуждающегося, в конечном счете, в унификации и обособлении.
Отрасль права - это объективно сложившаяся обособленная система норм и институтов права, проникнутых внутренним единством, регулирующих область однородных общественных отношений на основе единого метода.
Каждая отрасль права - это полный набор взаимодействующих между собой институтов - предметных (отраслевых) и специализированных, основного института и конкретизированных, регулятивных и охранительных. Все они вместе и обеспечивают воздействие на предмет отрасли. В силу этого имеется "свой" предмет и "свой" метод воздействия на него как своеобразный, не повторяющийся в других отраслях набор юридических способов и средств регулирования.
Среди теоретиков нрава сложились устойчивые представления о том, что регулятивный потенциал права измеряется всеми уровнями его структур, а не просто нормами права. Система права обеспечивает совокупный регулятивный эффект, устойчивые связи между нормами права, через ее посредство на соответствующих уровнях структуры формируется определенный правовой режим, сохраняется и поддерживается стабильность и преемственность регулирования общественных отношений.
"Системность норм права" есть понятие, фиксирующее систему права на его элементарном уровне. Как реальность - это одинаково общее органическое свойство норм права, свойство соответствия, скоординированности содержания ("сбалансированности") как его элементарных
338
клеток права в силу объективной невозможности их автономного (обособленного) бытия.
"Система права" - его целостная, содержательная структурированность, моделирующая регулятивные свойства права в целом.
В последнее время в системе российского права, наряду с традиционными, обозначилась тенденция к формированию ряда новых отраслей: налоговое право, таможенное право, банковское право и т. д. Все эти отраслевые структуры вобрали в себя многочисленные особенности внутрифедеративных отношений, отразили интересы и своеобразие правового статуса их субъектов. В нормативных актах данных отраслей учтены многие общие тенденции социально-экономического развития России на современном этапе.
В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли, которые объединяют несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Например, в гражданском праве - авторское право; в конституционном (государственном) - избирательное право; в трудовом - пенсионное и т. д.
Материальное и процессуальное право. Нормы всех отраслей права направлены на регулирование общественных отношений в соответствии с задачами и функциями государства на данном этапе его развития. Устанавливая правовые нормы, государство одновременно определяет формы их осуществления, тем самым регулируя деятельность соответствующих субъектов по применению и исполнению этих норм. Таким образом, возникают особые правовые нормы, которые по своему характеру отличаются от материальных предписаний и именуются процессуальными, образующими в своей совокупности конкретные отрасли процессуального права. Процессуальное и материальное право соотносятся как форма и содержание. Процессуальные правовые нормы служат формой реализации и проявления норм материального права. Процесс есть форма жизни закона. Главная особенность процессуальных норм - их субъективность, тогда как нормы материального права объективны.
Исторически процессуальное право обязано своим возникновением материальному праву (уголовному, гражданскому, административному и т. д.). Кроме того, особенности процессуального права определяются еще и потребностями технологии, организации процесса реализации норм материального права. Своеобразен и предмет правового регулирования
339
процессуальных норм, который включает в себя общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей права.
Процессуальное право - организационное право. Оно представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения, и представлено административно-процессуальным правом, гражданско-процессуальным правом, арбитражным правом, уголовно-процессуальным правом, конституционно-процессуальным правом.
Процессуальное право - сложное по содержанию и структуре процедурное право в силу самого предмета: это отношения, возникающие в связи с нарушение права или спора в праве. Процедуры должны обеспечить деятельность юрисдикционных органов, адекватную точному применению норм материального права к конкретным жизненным ситуациям, исключить как фактические, так и юридические ошибки.
Сложность этого вида аналитической правовой деятельности обусловливает сложение процессуального права как детализированной системы организационных норм. Элементы "процессуальности" складываются и в отраслях материального права.
В соответствии с Конституцией в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный. Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся в непроцессуальных отраслях.
Публичное и частное право. Систему права можно рассмотреть и с точки зрения деления ее на публичное и частное право. В советской теории государства и права доминирующим для решения этого вопроса были указания В. И. Ленина о принципиальной неприменимости к советскому нраву деления на право частное и право публичное в силу совершенно нового социально-экономического содержания возникшего права, качественно отличающегося от всех предшествующих ему типов. В. И. Ленин в письме к Д. Курскому писал, что мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное.
Деление права на публичное и частное восходит к античности. В истории первым обосновал деление права на частное и публичное римский юрист Ульпиан.
Публичное право регулирует все системы отношений, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов. Следовательно, предметом это комплекса отраслей являются общие (публичные) интересы. Частное право регулирует
340
частные интересы - лично-имущественные, брачно-семейные. Авторы деления права на публичное и частное - римские юристы сами же и подмечали условность этого деления.
В современных же условиях мирового оборота "капиталов, товаров и услуг" государство все активнее вторгается в регулирование хозяйственного оборота (страхование инвестиций, долевое участие в них, регулирование цен, налоги, экспортно-импортные пошлины, запреты, лицензии, квоты, льготы и т. д.). Все это - прямое свидетельство того, что "частная жизнь" потеряла свой сугубо автономный характер. Она в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагивает публичные интересы, и ее регулирование нормами частного права складывается на базисе уже урегулированного публичными правами пространства.
Государство в эпоху социализма было более категорично, отвергнув концепцию частного права. Все отрасли права были объявлены публичными.
Современное российское государство признает множественность форм собственности, законодательно закрепило принцип свободы договора (см. ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и 421 ГК РФ), но закрепляет и "противовесы" анархическому разгулу частного права (см. ч. 3 ст. 17, 71 Конституции РФ). Этими ограничениями, однако, не устраняется частное право. Оно закрепляет свободу личности в различных сферах общественной жизни.
И тем не менее современные реалии подтверждаются принципами, сложившимися в древности: "lex citius tolerare vult privatum damnum quam publicum malum" (закон скорее допустит потери для частного лица, чем общественное зло); "nessitas publica major est quam privata" (общественная необходимость есть более важная, чем частная).
341