§ 4.  Соотношение норм права и обычаев

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи - такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но все же не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу.1 Некоторые из них весьма разумны запрещение пить вино жениху и невесте, работникам в дни страды и т. д. Это так называемые "добрые традиции", которые следует отличать от псевдотрадиции; например, никак нельзя объяснить благодушное отношение к пьянству. Закрепилась традиция, связавшая уважение к гостю с выпивкой; любую дату - личного ли, общественного ли значения - отмечают со спиртным. На чисто кабацкую традицию пить крепкое спиртное в неразведенном виде искусственно положился обычай, характерный для народностей, употребляющих в основном легкие сухие вина, - ритуал многочисленных "обязательных" и "красивых" тостов. Для семьи все это, как правило, и хлопотно, и недешево, и опасно… но - традиция.

Так сложился стереотип поведения, взявший себе в оправдание ссылку на национальные черты русского народа. Но это ложь!

273

Многовековая история русского быта пронизана неравной борьбой работающего деревенского люда с теми, кто "курил" вино, привозил его и сбывал, спаивая народ. Веками русский мужик считал вино (виноградного вина основная часть населения России не знала, вином назывался хлебный перегон, по нынешним понятиям - пшеничный самогон) бесовским порождением, целовальников и кабатчиков - зверьем без совести, а запойных пьяниц - людьми, достойными осуждения и жалости. С этим пережитком следует бороться как нормативными, так и общественными средствами.

274


1 Например, в УК РСФСР содержались ст. 231-235 , в которых имелись составы преступлений, составляющих пережитки местных обычаев.

Используются технологии uCoz