§ 4.  Политический режим: понятие и виды

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры. Следует отметить, однако, что диктатура политических сил, стоящих у власти, есть более широкое понятие, чем государственная диктатура, отсюда и категория "политический режим" шире, чем понятие режима осуществления государственной власти.

Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом. Истории известны два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический (автаркический).

Демократический политико-государственный режим - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе

79

подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства. Антидемократический (автаркический) политико-государственный режим - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

Известная практика осуществления государственной власти порождает новые формы крайне реакционных режимов - военно-фашистских, которые утверждают организацию государства в форме военно-фашистской олигархии.

Таким образом, государственный режим, как и другие элементы формы государства, имеет конкретное историческое воплощение.

Учение о демократии показывает, что какие бы формы она ни принимала, она всегда была и остается одним из методов организации и осуществления власти, орудием в руках тех или иных сил для проведения своей политики. Нет и не может быть демократии "вообще", "чистой", "надклассовой". Всегда были и есть конкретные формы ее выражения.

Один и тот же режим может быть при различных формах правления и организации власти. Например, по форме правления Великобритания - ограниченная монархия, Германия и Италия - парламентские республики, США и Франция - президентские республики, но государственный режим в этих странах один и тот же - буржуазная демократия. И наоборот, в странах с одинаковой формой правления государственный режим может быть различным. Например, парламентская республика как форма правления утвердилась во многих странах. Но при этом господствующий в них государственный режим различен: от демократии в ее классическом виде до махрового фашизма.

Следовательно, политический (государственный) режим как свойство формы государства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности. Через него правящие силы всегда имеют возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране. Политический (государственный) режим - наиболее чуткий к этой обстановке барометр. Даже оставаясь неизменным по типу, он проявляет себя на том или ином этапе развития каждого данного государства с различных сторон и постоянно оказывает влияние на форму как правления, так и государственного устройства, сказывается на структуре государственного аппарата.

Доминирующая роль политического (государственного) режима среди элементов формы государства приводит некоторых ученых к

80

выводу, что государственный режим - это свойство сущности государства, а не его формы, что термин "политический режим" в теории государства и права применяется для обозначения либо классовой сущности государства, и в этом смысле он тождествен термину "диктатура", либо того или иного метода осуществления политического господства (режим парламентаризма, режим фашизма и т. п.).

В последние годы ученые, работающие в области общей теории государства, пришли к более точной формулировке содержания категории "сущность государства", а это повлекло уточнение других понятий, в том числе категории "форма государства".

Специфическая закономерность, характеризующая политический (государственный) режим, может быть сформулирована так: всякое изменение государственного режима при известном соотношении общих или частных интересов в конечном счете вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройка формы государства влечет изменение политического режима. Политические силы, стоящие у власти, нередко используют такую возможность, ставят такую цель и решают ее.

Государство в своей правотворческой деятельности закрепляет господствующий политический (государственный) режим, облекая его в форму принципов, институтов, форм и методов взаимоотношений государства, общества и личности.

В юридической литературе форма государства рассматривается в связи с его сущностью. Излюбленным приемом западных политологов и государствоведов является рассмотрение внешних форм институтов государственной власти вне связи с существующей социальной структурой власти, реальным соотношением между формой государства и его сущностью. В результате неизменно рисуется в розовых тонах картина "власти вообще", "демократии вообще", "свободы личности вообще".

Влияние сущности государства на его форму носит сложный, опосредованный характер. Государственная власть политических сил формируется с учетом интересов их союзников, г. е. сама государственная власть обладает в каждый данный период определенным содержанием, в которое входит учет этих интересов. В форме государства получает воплощение политическая власть экономически господствующих сил, обладающих этой властью. В этом - одна из главных причин того объективного факта, что при одном и том же типе государства его формы могут быть различны, причем не только в разных странах, но и в одной стране. Таковы типичные изменения формы для каждого феодального государства на различных этапах его существования:

81

ранние централизованные монархии, феодально-раздробленные, сословно-представительные, абсолютные. Более того, даже облик абсолютных монархий может быть различным в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. - боярская монархия, в XVIII в. - чиновничье-дворянская, а в начале XX в. - шаг в направлении к буржуазной монархии.

Таким образом, во-первых, изменения в форме государства сами по себе не означают, что меняется его классовая сущность. Она развивается вследствие изменений в данном экономическом базисе или в социально-классовой структуре общества. Во-вторых, форма государства неодинакова для различных типов государства - рабовладельческого, феодального и т. д. В-третьих, форма государства видоизменяется в пределах одного и того же типа государства в различных странах в различные исторические периоды. В-четвертых, основными факторами изменений в форме государства являются, наряду с типом государства, состояние экономического базиса; изменения социально-классовой структуры общества; международная обстановка; исторические традиции; взаимовлияние государств одного и того же типа, существующих в разных странах (заимствование опыта).

Современная теория государства и права исходит из того, что демократический политический режим реализации государственной власти включает в себя наличие результативного механизма воздействия личности на ее характер; гарантированность личных прав и свобод; свободу личности в экономической сфере; максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных особенностей населения; сочетание государственного и общественного механизмов преодоления социальных противоречий в обществе; плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы; правовой характер деятельности всех государственных и местных органов самоуправления.

Тоталитарный режим осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.

82


Используются технологии uCoz