Липцик Д. Авторское право и смежные права. - М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. - 788 с.

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Определение и содержание авторского права. Место авторского права в ряду прав на интеллектуальную собственность; авторское право и промышленная собственность

1.1.1. Понятие и юридическая природа авторского права

1.2. История авторского права

1.3. Различие правовых концепций авторского права: «copyright» и «droit d'auteun»

1.3.1. Предмет авторского права

1.3.2. Понятие автора. Правообладатели

1.3.3. Личные неимущественные права

1.3.4. Имущественное право и пределы охраны

1.3.5. Формальности

1.4. Экономическое значение авторского права в современном мире: создание культурных ценностей и влияние технологий

1.5. Роль авторского права в развивающихся странах

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1. Общие принципы

2.1.1. Авторское право охраняет произведения, выраженные в объективной форме, а не идеи

2.1.2. Оригинальный характер произведения как необходимое условие охраны

2.1.3. Критерии, не учитываемые при признании произведения охраняемым: ценность, назначение, форма выражения

2.1.4. Предоставление авторско-правовой охраны, не требующее формальностей

2.2. Охраняемые произведения

2.2.1. Оригинальные произведения

2.2.1.1. Литературные произведения

2.2.1.2. Музыкальные произведения

2.2.1.3. Театральные произведения

2.2.1.4. Произведения искусства

2.2.1.5. Научные труды

2.2.1.6. Аудиовизуальные произведения

2.2.1.7. Произведения национального фольклора

2.2.1.8. Новые категории произведений: компьютерные программы (аргументы за и против их охраны с помощью авторского права)

2.2.2. Производные произведения

2.2.2.1. Адаптации

2.2.2.2. Переводы

2.2.2.3. Компиляции и базы данных

2.2.2.4. Антологии

2.2.2.5. Аннотации и комментарии

2.2.2.6. Аранжировки и оркестровки

2.2.2.7. Пародии

2.2.3. Название

ГЛАВА 3. ОБЛАДАТЕЛИ АВТОРСКОГО ПРАВА

3.1. Статус автора и правообладание. Физические и юридические лица

3.1.1. Первоначальное обладание авторскими правами

3.1.2. Обладатели производных авторских прав

3.2. Соавторство

3.2.1. Совместные произведения. Концепция и правовой режим

3.2.2. Коллективные произведения. Концепция и правовой режим

3.3. Статус правообладания произведениями, выпушенными анонимно и под псевдонимом. Неизданные произведения

3.4. Обладание правами на аудиовизуальные произведения

3.4.1. Юридические отношения между создателями и продюсером аудиовизуальных произведений

3.4.2. Охрана личных неимущественных (моральных) прав

3.4.3. Презумпция уступки имущественных прав

3.5. Обладание правом на произведение, созданное по заказу или на основании трудового соглашения

ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

4.1. Содержание авторского права. Монистическая и дуалистическая теории

4.2. Личные неимущественные (моральные) права. Характерные черты

4.2.1. Право на обнародование

4.2.2. Право авторства

4.2.3. Право на неприкосновенность и целостность произведения

4.2.4. Право на отзыв или изъятие произведения из обращения

4.3. Имущественные права

4.3.1. Право на воспроизведение

4.3.2. Право на сообщение для всеобщего сведения

4.3.2.1. Экспонирование произведений живописи и их репродукций

4.3.2.2. Публичное представление или исполнение

4.3.2.3. Публичный показ или демонстрация кинематографических, а также аудиовизуальных произведений

4.3.2.4. Передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения с помощью спутников и распространение по кабельной сети

4.3.2.5. Сообщение охраняемых произведений для всеобщего сведения с помощью средств телекоммуникации

4.3.2.6. Публичный характер сообщения

4.3.3. Право на переработку

4.3.4. Право следования

4.4. Ограничения прав авторов

4.4.1. Свободное и бесплатное использование

4.4.2. Использование с выплатой вознаграждения: недобровольные лицензии (принудительные лицензии и лицензии по закону)

ГЛАВА 5. СРОК ОХРАНЫ

5.1. Сроки охраны произведений

5.1.1. История вопроса

5.1.2. Назначение

5.1.3. Сроки правовой охраны

5.1.4. Обращение экземпляров и передача в эфир произведений, перешедших в общественное достояние

5.1.5. Личные неимущественные (моральные) права после смерти автора

5.2. Бенефициары прав после смерти автора

5.2.1. Личные неимущественные права

5.2.2. Имущественные права

5.3. Общественное достояние

5.3.1. Юридическая природа

5.3.2. Оплачиваемое общественное достояние

ГЛАВА 6. ПЕРЕДАЧА АВТОРСКОГО ПРАВА

6.1. Общие правила, применяемые к передаче авторского права

6.1.1. Передача прав между живущими

6.1.2. Переход прав в связи со смертью

6.2. Издательский договор: произведения литературы, музыкальные произведения и произведения искусства

6.2.1. Издательский договор на литературное произведение

6.2.1.1. Права и обязанности сторон

6.2.1.2. Прекращение действия издательского договора

6.2.2. Издательский договор на музыкальное произведение

6.2.3. Договор об издании произведений искусства

6.2.4. Право издателя на графическое оформление своих печатных изданий

6.2.5. Право издателя обратиться в суд в случае посягательства на исключительные права, которыми он обладает в рамках производного права

6.3. Договор о публичном показе или публичном исполнении драматических, музыкальных и музыкально-драматических произведений

6.3.1. Концепция

6.3.2. Юридическая природа

6.3.3. Признаки

6.3.4. Права и обязанности сторон

6.3.5. Прекращение действия договора о публичном показе или публичном исполнении

6.4. Договор о механическом воспроизведении

6.4.1. Концепция

6.4.2. Юридическая природа и признаки

6.4.3. Права и обязанности сторон

6.5. Договор о передаче в эфир

6.5.1. Концепция

6.5.2. Юридическая природа и признаки

6.5.3. Права и обязанности сторон

6.5.4. Радиовещание

6.5.5. Телевещание

6.6. Договор о создании аудиовизуальных произведений

6.6.1. Концепция

6.6.2. Юридическая природа и признаки

6.6.3. Права и обязанности сторон

ГЛАВА 7. СМЕЖНЫЕ ПРАВА

7.1. Права артистов-исполнителей

7.1.1. Юридическая природа

7.1.1.1. Теории, основанные на приравнивании к авторскому праву

7.1.1.2. Критика теорий, основанных на приравнивании к авторскому праву

7.1.1.3. Теория, рассматривающая право исполнителя как право личности

7.1.1.4. Критические замечания

7.1.1.5. Теории, основанные на трудовом праве

7.1.1.6. Критика теорий, основанных на трудовом праве

7.1.1.7. Автономные теории

7.1.2. Объект охраны

7.1.3. Правообладатели

7.1.4. Содержание

7.1.4.1. Личные неимущественные права исполнителя

7.1.4.2 Имущественные права артистов-исполнителей и их ограничения

7.1.4.3. Ограничения

7.1.4.4. Срок действия имущественных прав артистов-исполнителей

7.1.5. Осуществление имущественных прав артистов в случае коллективного исполнения произведения

7.2. Права производителей фонограмм

7.2.1. Объект охраны

7.2.2. Правообладатели

7.2.3. Содержание: имущественные права производителей фонограмм. Ограничения

7.2.4. Срок охраны прав производителей фонограмм

7.3. Права вещательных организаций

7.3.1. Объект охраны

7.3.2. Правообладатели

7.3.3. Содержание: имущественные права организаций эфирного вещания. Ограничения

7.3.4. Срок охраны прав вещательных организаций

ГЛАВА 8. КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

8.1. Авторские общества

8.1.1. История вопроса

8.1.2. Различные способы коллективного управления авторскими правами

8.1.2.1. Характер и форма организации коллективного управления авторскими правами

8.1.2.2. Юридическая природа представительства, осуществляемого организацией коллективного управления

8.1.2.3. Количество организаций, обеспечивающих в каждой стране коллективное управление различными правами

8.1.2.4. Единая организация управления каждой категорией прав или несколько организаций?

8.1.3. Функции, свойственные коллективному управлению авторскими правами

8.1.3.1. Разрешение на использование

8.1.3.2. Вознаграждение

8.1.3.3. Сбор платежей

8.1.3.4. Распределение полученных средств

8.1.4. Меры социального обеспечения

8.1.5. Культурные мероприятия

8.1.6. СИЗАК

8.2. Другие организации, занимающиеся сбором авторского вознаграждения

8.2.1. Коллективное управление правами на репрографическое воспроизведение

8.2.2. Коллективное управление правами в области воспроизведения (в домашних условиях) звукозаписей и аудиовизуальных произведений для личного использования

8.2.3. Коллективное управление правом следования

8.3. Коллективное управление правами артистов-исполнителей и производителей фонограмм

8.3.1. Принудительные лицензии при вторичном использовании

8.3.2. Вознаграждение

8.3.3. Взимание сборов

8.3.4. Распределение вознаграждения

ГЛАВА 9. ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОХРАНЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

9.1. Организации частного права

9.1.1. Международные неправительственные организации

9.1.1.1. Организации зашиты профессиональных и отраслевых интересов

9.1.1.2. Научно-исследовательские организации

9.1.2. Национальные организации частного права

9.2. Организации публичного права

9.2.1. Межправительственные организации

9.2.2. Национальные организации публичного права. Функция охраны прав

ГЛАВА 10. ФОРМАЛЬНОСТИ

10.1. Обязательное депонирование в силу закона

10.2. Национальный реестр авторского права

10.2.1. Классификация видов регистрации

10.2.2. Наличие регистрации с правообразуюшими последствиями и применение международных конвенций (неравенство «наоборот»)

10.2.3. Последствия, объект и порядок регистрации; записи, вносимые в реестр; публикация заявок; отказ в регистрации

10.3. Регистрация актов и договоров

ГЛАВА 11. ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ДРУГИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. НАКАЗАНИЯ

11.1. Определение преступлений

11.1.1. Порядок предоставления уголовно-правовой защиты

11.1.2. Условия, которые должны быть соблюдены для того, чтобы воспользоваться уголовно-правовой защитой

11.1.3. Уголовно-правовые нормы. «Открытое» определение

11.1.4. Преступные действия

11.2. Уголовно-правовые санкции

11.3. Право на прекращение незаконной деятельности

11.4. Возмещение ущерба

11.5. Процессуальные нормы

11.6. Меры принуждения

ГЛАВА 12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

12.1. Отношения между государствами в области авторского права. Международные системы охраны авторского права

12.2. Охрана авторского права при отсутствии международных договоров

12.2.1. Охрана произведений иностранных граждан в национальном законодательстве

12.2.2. Применяемость законодательства

12.2.3. Условие взаимности

12.3. Двусторонние соглашения о взаимности

12.4. Многосторонние конвенции об авторском праве (Бернская конвенция, межамериканские конвенции. Всемирная конвенция). Общие положения

12.4.1. Межамериканские конвенции

12.4.1.1. Первый договор Монтевидео (11 января 1889 г.)

12.4.1.2. Конвенция Мехико (27 января 1902 г.)

12.4.1.3. Конвенция Рио-де-Жанейро (23 августа 1906 г.)

12.4.1.4. Конвенция Буэнос-Айреса (И августа 1910 г.)

12.4.1.5. Каракасское соглашение (17 июля 1911 г.)

12.4.1.6. Гаванская конвенция (18 февраля 1928 г.)

12.4.1.7. Второй договор Монтевидео (4 августа 1939 г.)

12.4.1.8. Вашингтонская конвенция (22 июня 1946 г.)

12.4.2. Общемировые конвенции об авторском праве

12.4.2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, история ее развития вплоть до принятия ныне действующего Парижского акта (24 июля 1971 г.)

12.4.2.2. Всемирная конвенция об авторском праве, история ее развития вплоть до пересмотра Конвенции в Париже (24 июля 1971 г.)

12.4.2.3. Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 г.)

12.4.2.4. Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений (Женева, 20 апреля 1989 г.)

12.5. Общемировые конвенции в области смежных прав

12.5.1. Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.)

12.5.2. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Конвенция о фонограммах) (Женева, 29 октября 1971 г.)

12.5.3. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Конвенция о спутниках) (Брюссель, 21 мая 1974 г.)

12.6. Международные рекомендации, принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО

12.6.1. Рекомендация «О юридической охране прав переводчиков и практических средствах улучшения положения переводчиков» (Найроби, 22 ноября 1976 г.)

12.6.2. Рекомендация «О положении творческих работников» (Белград, 27 октября 1980 г.)

12.6.3. Рекомендация «Об охране и сохранении движущихся изображений» (Белград, 27 октября 1980 г.)

12.6.4. Рекомендация «О сохранении фольклора» (Париж, 15 ноября 1989 г.)

Список сокращений

Список дополнительной литературы

 



Используются технологии uCoz