Хеффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. - М.: Гнозис; Логос, 1994. - 328 с.

1. ВВЕДЕНИЕ: НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДИСКУРСА СПРАВЕДЛИВОСТИ

1.1. Юстиция вместо Левиафана

1.2. Тройственный вызов

1.3. Политический проект современности

1.4. Фундаментальная политическая философия

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОЗИЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. К КРИТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПОЗИТИВИЗМА

2. ИДЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

2.1. Принцип беспристрастности

2.2. От эмпирической этики к нормативной (Роулс)

2.3. Краеугольные камни дескриптивной семантики

а) Моральная непреложность

б) Моральная позиция по отношению к праву и государству

в) Личная и политическая справедливость

3. ЛЕГИТИМАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ

3.1. Задача легитимации: право на принуждение

3.2. Справедливость как дистрибутивная выгода

а) Правовые гарантии и общественное благо

б) Критика утилитаризма

в) Категорический правовой императив

3.3. Критерии политической справедливости

4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ИЛИ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО?

4.1. Философская реставрация?

4.2. Идея критического естественного права

4.3. Приоритет политической справедливости

5. МИФ ПРАВОВОГО ПОЗИТИВИЗМА

5.1. К дефиниции автономной науки о праве

5.2. Правовой позитивизм как правовой эмпиризм (Кельзен 1)

5.3. Антиномия: правовой позитивизм против правового морализма

6. КРИТИКА ПОЗИТИВИСТСКИХ ПРАВОВЫХ ПОНЯТИЙ

6.1. Пространство дискуссии: non veritas sed auctoritas facit legem (Гоббс 1)

6.2. Позитивистские правовые понятия

а) Наивный позитивизм: власть без полномочий (теория императивов)

б) Рефлективный позитивизм: иерархия властных полномочий (Кельзен 2)

в) Правовой позитивизм: эмпирическое понятие признания (Харт)

г) Праводефинирующая справедливость

6.3. Легитимация через процедуру? (Луман)

а) Социально-исторический правовой позитивизм

б) Позитивистские экстраполяции

в) «Справедливость» без справедливости

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СВОБОДА ОТ ГОСПОДСТВА ИЛИ СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСПОДСТВО? К КРИТИКЕ АНАРХИЗМА

7. УТОПИЯ СВОБОДЫ ОТ ГОСПОДСТВА

7.1. Политическая утопия: смена парадигмы?

7.2. От хаоса к освобождению: несколько слов о смене значения понятия анархии

7.3. Нейтральные понятия

а) Дополитическое, политическое и личное господство

б) Степени свободы от господства и дилемма анархии

в) Кооперация или конфликт: первый фундаментальный вопрос политической антропологии

8. РОЖДЕНИЕ ГОСПОДСТВА ИЗ ВОЖДЕЛЕНИЯ (ПЛАТОН)

8.1. О парадигматическом значении Платона и Аристотеля

8.2. Изначальная анархия у Платона

а) К дискурсу легитимации в «Политике»

б) Свободный от господства мир труда

8.3. Мир через удовлетворение

а) Проблема конфликта в элементарном полисе

б) Возникновение господства

в) Предварительный теоретико-легитимационный итог

9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА (АРИСТОТЕЛЬ)

9.1. Естественный интерес в самосохранении и счастье

9.2. От дома к полису: аргумент дифференциации

9.3. К легитимации и ограничению политического господства

а) Отход от модели кооперации

б) Нормирующая полис справедливость

в) Предпосылки и границы полиса

10. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ КОНФЛИКТЫ: МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

10.1. Эксперимент естественного состояния

10.2. Счастье или свобода: второй фундаментальный вопрос политической антропологии

10.3. Приоритет свободы

а) Остаточное содержание объективного понятия счастья (Гоббс 2)

б) Связанная с нехваткой кооперация вместо свободы (Роулс)

10.4. Неизбежные конфликты свободы

а) Взаимные ограничения свободы

б) Принудительный характер взаимных ограничений

в) Естественное господство и латентная война

11. СВОБОДА В СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ

11.1. Свобода деятельности и опасность насилия: антропологические итоги

11.2. Социальные институты

а) Социальная аналогия инстинкта? (Гелен)

б) Дифференциация как прогресс? (Шельски)

в) Личностная аналогия инстинкта как корректива

11.3. К легитимационному значению теории институтов

а) Преимущество стабилизации как вторичный аргумент

б) Аргумент справедливости

в) Аргумент дифференциации

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРИНЦИП СВОБОДНОГО СООБЩЕСТВА

12. ЕСТЕСТВЕННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

12.1. Взаимные ограничения в свободе

12.2. Преимущества счастья или преимущества свободы

а) Негативный консенсус

б) Опосредующие принципы справедливости

в) Принуждение без принуждения

12.3. Естественная справедливость как право человека

а) Возражения

б) Взаимные ограничения в свободе как субъективные притязания и права

в) Универсальные полномочия на принуждение

13. ДЕФИЦИТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

13.1. Конфликты интерпретации

13.2. Дилемма признания

в) Паразитизм или преимущество обмана

б) Изложение в категориях теории игры

в) Межпоколенческий аспект дилеммы справедливости

14. ГОСУДАРСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

14.1. «Государство необходимо и чертям»

14.2. Расставание с Левиафаном

а) Вспомогательная легитимация государства

б) По ту сторону альтернативы «Свобода от господства или хороший правитель»

14.3. Метафора общественного договора

а) Общественный договор как понятие теории справедливости

б) Рынок вместо договора? (Ноцик-Роулс)

15. СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ: ОБЗОР

15.1. Задачи позитивирования

а) Гарантирует ли демократия права человека?

б) Конституционно-демократическое государство

в) «Минимальное» или социальное государство?

15.2. Процессы вынесения суждений

а) К реабилитации способности суждения

б) Нравственно-политические дискурсы

в) Научное консультирование политики

Литература

А. Классическая

Б. Вспомогательная

 



Используются технологии uCoz